Премьеру Украины Арсению Яценюку, несмотря на недовольства промышленников, удалось заставить Верховную раду принять в первом чтении законопроекты о ЧП в энергетике и реформе “Нафтогаза Украины”. Эту настойчивость источники объясняют намерением премьера идти до конца в конфликте с “Газпромом” и отказаться от российского газа уже этой зимой. Но, по мнению аналитиков, ценой такого подхода может стать полная остановка украинской промышленности, пишет “Коммерсантъ”.
Украинскому правительству вчера с третьей попытки удалось начать рассмотрение в Верховной раде законопроектов о введении чрезвычайного положения в энергетике и о реформе “Нафтогаза Украины”. Несмотря на исключительные усилия украинского премьера Арсения Яценюка, проекты с трудом прошли первое чтение, набрав 237 и 229 голосов соответственно при минимуме 226 голосов. Накануне голосование по проектам провалилось, и вчера господин Яценюк прибег к жесткой риторике, предупредив депутатов о возможном “переформатировании Верховной рады, правительства и правящей коалиции”, если законы не будут приняты.
Законопроект о ЧП в энергетике позволяет Минэнерго полностью в ручном режиме управлять ТЭКом, в том числе отключать газ и электроэнергию промышленным потребителям, принуждать независимые газодобывающие компании продавать газ “Нафтогазу” и отбирать российский газ из транзитного потока. Украинские промышленники прилагали огромные усилия, чтобы документ не был принят. “Это убийственный законопроект для промышленников и добытчиков газа”,— заявил депутат и глава украинского Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. По его мнению, чем сокращать потребление, лучше было бы получить газ из Словакии или договориться с Россией о поставках по $360-380 за тысячу кубометров. В пресс-службе одного из крупнейших украинских химических предприятий “Днепроазот” заявили, что законопроект грозит остановкой завода: “Хуже всего то, что нет четких правил, как и кого будут отключать: выходит, этот вопрос будет решаться у главы Минэнерго или в кабинете министров, а это прямой путь к коррупции”.
Источник в украинском Минэнерго пояснил, что такой законопроект необходим правительству для того, чтобы “идти до конца” в газовом конфликте с Россией и при необходимости пройти зиму без российского газа. “Мы всерьез готовимся к тому, что придется отключать всю промышленность и часть теплогенерации,— говорит собеседник.— Зато тогда есть шансы, что Россия сама запросит мира, потому что потеряет крупнейшего потребителя газа”.
В 2013 году Украина закупила у России 25,8 млрд кубометров, опустившись на третье место в списке потребителей российского газа после Германии и Турции. Но пока Украина платила за газ, она была для “Газпрома” самым привлекательным рынком в Европе за счет больших объемов, сравнительно высокой цены, низких затрат на транспортировку и отсутствия экспортной пошлины. В 2013 году от продаж на Украину “Газпром” получил $8,6 млрд, с 16 июня из-за неуплаты долга за газ поставки “Нафтогазу” полностью прекращены.
Глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что в компании считают вполне возможным пройти зиму без российского газа: для этого потребление в отопительный сезон нужно сократить на 20%, или на 6 млрд кубометров, от уровня 2013 года. В Киеве рассчитывают на запуск реверсного газопровода из Словакии мощностью 8 млрд кубометров в год, что вместе с другими маршрутами реверса позволит получать 1,3 млрд кубометров в месяц. Собственная добыча Украины — около 2 млрд кубометров в месяц. С октября 2013 года по март 2014 года Украина потребила 34 млрд кубометров газа, в том числе по 7 млрд кубометров в декабре—январе, хотя зима была очень мягкой. Это означает, что в декабре—январе Украине, даже с учетом снижения потребления, придется поднимать из подземных хранилищ (ПХГ), где сейчас 14,5 млрд кубометров, не менее 2,7 млрд кубометров в месяц и страна подойдет к марту с полупустыми ПХГ. Источники в “Газпроме” по-прежнему полагают, что меры украинских властей лишь оттягивают кризис, но не могут отменить его.
Законопроект о ЧП в энергетике может полностью остановить работу металлургии и химии, которые приносят Украине более 60% валютной выручки, говорит аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка. По его мнению, именно поэтому депутаты не хотели его принимать, но “Арсений Яценюк продавил документ, поскольку намерен “воевать” с Россией”. Эффект может быть и обратным, полагает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук: законопроект ударит по частным газодобытчикам, которые в итоге откажутся от новых проектов, а это еще больше увеличит газовую зависимость Украины от России.
|