Стали известны детали новых предложений Греции по улаживанию конфликта вокруг соглашения времен СССР о поставках в страну российского газа, пишет “Коммерсантъ”. Речь идет о том, чтобы “Газпром” вложил до €800 млн в угольный проект на севере страны и расширение местной теплоэлектростанции. По версии греческой стороны, участие в проекте станет для монополии компенсацией за неполное исполнение Афинами обязательств тридцатилетней давности. Однако, по данным издания, “Газпром” эта идея не устраивает, он не хочет входить в непрофильный угольный бизнес, тем более ценой существенных инвестиций.
В конце прошлой недели вице-премьер Аркадий Дворкович, а затем и министр энергетики Александр Новак в ходе визита в Грецию заявили, что Афины предлагают “Газпрому” участие в разработке месторождения бурого угля (лигнита). “Газпром” сможет войти в проект через Prometheus Gas — паритетное СП с греческой Copelouzos. По версии греческой стороны, это должно уладить почти тридцатилетний спор о компенсациях, связанный с неполным исполнением Афинами межправительственного соглашения с СССР от 1987 года о поставках газа.
По словам источников, Афины предлагают Prometheus Gas инвестировать €700-800 млн в разработку месторождения возле города Веви в округе Флорина (на севере страны у границы с Македонией), а также в расширение ТЭС “Флорина” (мощность 330 МВт, работает на буром угле). Предполагается, что дополнительные объемы лигнита будут сжигаться на этой ТЭС. Запасы месторождения оцениваются примерно в 140 млн тонн угля.
В “Газпроме” изучают экономику проекта, но, по словам источников, монополия от него “не в восторге”. “Газпром” не устраивает, что вместо выплаты денег Греция, наоборот, ждет от монополии новых вложений. Кроме того, “Газпром” просто не хочет входить в непрофильный угольный бизнес. Официально комментировать ситуацию вчера в монополии, Prometheus Gas, а также министерствах энергетики России и Греции не стали.
Проблема компенсаций возникла из-за того, что Греция не успела к 1992 году, как было предусмотрено межправсоглашением, расширить свою инфраструктуру для приема российского газа. В 1993 году стороны договорились, что Греция в рамках компенсации передаст российским компаниям подряды на строительство ряда местных газопроводов и двух ГЭС на реке Ахелоос — “Сикья” и “Пефкофито”, а вместо газовой ТЭС во Флорине Prometheus Gas (по инжиниринговому контракту) построит угольную станцию. Но контракты по ГЭС так и не были реализованы из-за вопросов экологии, и поэтому проблема полностью не решена, хотя и упоминается в повестке большинства российско-греческих переговоров на высшем уровне. “Газпром” оценивал размер компенсации в $250 млн.
В ближайшие годы “Газпрому” предстоит сделать очень большие инвестиции как в рамках контракта на поставку газа в Китай, так и по строительству газопроводов в обход Украины, отмечает Виталий Крюков из Small Letters. Скорее всего, у компании сформируется отрицательный свободный денежный поток и “Газпром” будет очень консервативно подходить к новым инвестициям, полагает он. “Безусловно, добыча угля в Греции в нынешней ситуации не относится к приоритетам”,— убежден господин Крюков. По его мнению, “Газпром” постарается решить вопрос компенсаций от Греции в рамках проекта строительства газопровода ITGI в продолжение “Турецкого потока”, если России удастся договориться с ЕС о поставках газа по данному маршруту.
|