О том, как повлияет на социально-экономическое и пространственное развитие Санкт-Перебурга переезд в него структур «Газпрома» и какую роль в этом сыграет АО МФК «Лахта центр» в интервью «Эксперту С-З» рассказала Елена Илюхина, член правления ПАО «Газпромнефть», генеральный директор комплекса «Лахта центр».
– Строительство «Лахта центра» – это составная часть проекта перемещения головных офисов группы «Газпром», в том числе «Газпром нефти», из Москвы в Санкт-Петербург. Поэтому разговор логично начать именно с этого проекта...
– Переезд из Москвы в Санкт-Петербург – это стратегический проект, направленный на развитие Петербурга и снижение централизации бизнеса в Москве, инфраструктура которой уже не справляется с существующими нагрузками.
– То есть бизнесу это пользы не принесло?
– Я бы не стала так говорить. Компания получила новые возможности для развития в более благоприятных условиях. Конечно, есть и неудобства, например, в виде необходимости частых поездок в Москву, где сосредоточены органы государственной власти и управления. Но современные коммуникационные технологии отчасти решают проблему. Перенос штаб-квартиры всей группы «Газпром» в Санкт-Петербург должен значительно сократить поток командировок в столицу. Ведь стоит учитывать, что вслед за «Газпромом» и его дочерними структурами потянутся многие поставщики и подрядчики.
– Сейчас вы говорите как менеджер, деловой человек, а с позиции гражданина вы можете оправдать решение о переезде?
– Мне кажется, что больше всего от переезда «Газпром нефти» и «Газпрома» в Северную столицу выиграют его жители. Это очень значительные налоги, рабочие места, социальные программы и инфраструктурные проекты – в итоге мощный импульс развитию города и его деловому климату. За счет переезда статус туристическо-культурного центра Петербурга теперь дополняет масштабная бизнес-составляющая, имеющая международный формат. Такое перемещение для любого города страны будет большим благом, жаль только, что в России мало «газпромов», готовых двигаться за пределы Москвы и таким образом развивать другие регионы. Как человек, я только рада тем созидательным процессам, которые происходят. Рада, что для меня, как жителя, формируется новая городская среда.
– Строительство «Лахта центра» как раз один из инфраструктурных проектов, который реализуется в рамках переезда, и проект очень масштабный. Наверняка вам не раз задавали этот вопрос: может, все же стоило строить офис попроще?
– Почему-то никто не просил малазийский нефтегазовый гигант Petronas строить офисы попроще. Его небоскребы-близнецы стали всемирным символом Куала-Лумпура. Посмотрите на подход BP к строительству своих офисов по всему миру. Офис компании – это отражение ее философии, архитектурное послание, воплощающее ее ценности. Поэтому для «Газпрома» было важно вложить в свою штаб-квартиру то, что он считает для себя важным: лидерство, технологичность, экологичность и историческую преемственность.
Можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Сколько было споров о строительстве Москвы-Сити. Но на создании этого делового квартала получили опыт и компетенции в высотном строительстве множество российских архитекторов, проектировщиков, строителей. Мы вернули то, что было утрачено в 90-х, когда технические специальности потеряли популярность и в нашей системе высшего образования возник гигантский провал. При этом комплекс-то действительно удался, он востребован бизнесом, туда проложены туристические маршруты, он стал одним из символов современной Москвы.
– То есть «Лахта центр» вполне может стать новым символом Санкт-Петербурга?
– Символом Санкт-Петербурга XXI века, который гармонично может сосуществовать с исторической частью города, находясь от нее на отдалении. И «Лахта центр» уже стал таким символом сегодня, за два года до окончания строительства. Растущий спрос на недвижимость очень объективный индикатор того, что петербуржцы считают этот район перспективным. Внимание к Приморскому району растет, а потенциальный центр притяжения там один – «Лахта центр».
Мы сейчас активно обсуждаем с городской властью, бизнесом и жителями города вопросы развития транспортной инфраструктуры, набор составляющих общественной функции комплекса, дальнейшее развитие территории вокруг, социальные проекты. То есть мы все вместе формируем не только сам комплекс, но и его окружение, которое во многом будет создаваться как совместный проект.
– Символом можно гордиться, но у Санкт-Петербурга есть вполне конкретные потребности. Решает ли строительство «Лахта центра» какие-либо насущные задачи развития города?
– В кризис строительство комплекса стало для экономики города своеобразной «подушкой безопасности». Это не моя оценка, об этом говорят эксперты. Ни одно обсуждение состояния рынка коммерческой недвижимости не обходится без констатации факта, что благодаря «Лахта центру» и переезду группы «Газпром» Санкт-Петербург оказался в более выигрышном положении, чем даже Москва. Снижение спроса на офисную и жилую недвижимость в значительной степени компенсировали именно газпромовские структуры, которые впоследствии переедут в «Лахта центр». Это явление даже получило в экспертной среде свое название – «фактор «Газпрома».
Если говорить не о текущем моменте, а о будущем, то польза – в появлении альтернативного делового центра города, а значит, в разгрузке центра. С точки зрения транспортной инфраструктуры Приморский район, наверное, вообще будет самым позитивным в городе. Польза и в развитии территории, которая сегодня находится за чертой городской застройки. Я говорю не только о том, что изначально заложено в проект. В Лахте под проект отведена большая площадь, где, например, будет развиваться яхт-клуб, есть планы создания академии тенниса… На этой территории разместится и точная копия исторического корабля «Полтава» – этот проект уже идет полным ходом.
– Строится ли специальная транспортная инфраструктура для «Лахта центра»?
– Тут важно понимать, что, когда выбирали место для «Лахта центра», мы как раз ориентировались на стратегические планы города по развитию транспортной инфра- структуры. То есть постарались расположить комплекс там, где город уже давно запланировал активное строительство или расширение дорог и развязок. Во многом планы города по строительству транспортной инфраструктуры были ориентированы на чемпионат мира по футболу 2018 года, и «Лахта центр» строится как раз рядом с этой инфраструктурой.
– Не повлияла ли на строительство нестабильная экономическая ситуация последних лет?
– Проект финансируется строго в соответствии с начальным планом, никаких задержек нет, и мы уверены, что он будет закончен в срок, то есть в 2018 году. А что касается сложности условий, то, знаете, простых условий не бывает, и размер затрат – это во многом вопрос эффективности. Мы выбираем рациональные решения, используем компетентных подрядчиков, осуществляем конкурентные закупки оборудования и материалов. «Лахта центр» экономически окупаем, при этом он несет серьезную социальную нагрузку. Не стоит забывать и о переезде «Газпрома», который рассчитывает на ранее объявленный срок окончания строительства.
– Строительство идет впечатляющими темпами, здание прибавляет по этажу в неделю. Не пострадает ли качество в погоне за сроками?
– Качество, безопасность и сроки – вещи взаимосвязанные и не противоречащие друг другу. Многоступенчатая система контроля гарантирует точное соответствие строящегося объекта проектной документации, избавляет от вынужденных переделок, исключает форс-мажоры, которые как раз и приводят к остановкам, задержкам. Помогают достижению результата и современные информационные технологии. BIM-моделирование – трехмерная инженерная модель объекта обеспечивает беспрецедентную точность «сборки». Каждая деталь, поступающая на стройку, сначала сканируется и «примеряется» в модель и только потом помещается в конструкцию. Безусловно, ни одна инновация не работает сама по себе. Грамотно выстроенная стратегия управления, проработка всех возможных рисков, которые могут влиять на сроки, профессиональная команда – все это в комплексе обеспечивает результат, который мы видим. Мы построим точно в срок и с самым высоким качеством.
– В комплексе заявлено применение более сотни самых передовых технологий, инноваций. Очевидно, что оборудование далеко не всегда отечественное и неизбежно дорожает с колебанием курсов валют. Как вы решаете эту проблему: отказываетесь от чего-то, упрощаете решения или идете на увеличение стоимости комплекса?
– Вопрос, применять ли самые передовые технологии, для нас неактуален. Без лучших на данный момент технологий и инноваций такой проект реализовать просто невозможно. Более того, все, что нами было изначально заявлено, будет реализовано. Изменения по мере строительства происходят только в пользу более новых, более эффективных решений. К увеличению стоимости это не приводит. Во-первых, выбранная стратегия управления проектом, гибкая система контрактования и формирование стоимости на основании рабочей документации дали существенную экономию, которая покрывает возросшую стоимость части оборудования. Во-вторых, далеко не всегда поставщики поднимают стоимость пропорционально валютным курсам. Есть примеры, когда участие в таком знаковом проекте оказывается важнее размера прибыли, и нам сейчас дают предложение по цене, ниже докризисной.
– Недавно была озвучена информация, что небоскреб перешагнул экватор по высоте – 231 метр. При этом в хорошую погоду башня уже хорошо видна. Как, по вашему мнению, новая доминанта в привычном ландшафте будет воспринята горожанами?
– О восприятии построенного проекта нам предстоит судить в 2018 году. Но уже сейчас мы можем констатировать, что в соцсетях нарастает популярность селфи на фоне красивой стройки, нам присылают художественные фотографии и даже картины с изображением «Лахта центра». Мы даже несколько удивлены, насколько положительная реакция для еще недостроенного комплекса. Мы сами с удовольствием наблюдаем, как растет башня, и уже не всегда для этого должны находиться рядом с площадкой. А в 2017 году высотное здание «Лахта центра» станет выше привычного для петербуржцев ориентира – телебашни, которая в отличие от «Лахта центра» находится в центре города.
– Вы лично с удовольствием поменяете центр Санкт-Петербурга, где сейчас расположен офис «Газпром нефти», на просторы Приморского района?
– Думаю, что переезд в Лахту позволит получить ту инфраструктуру и перспективы развития, которые просто невозможно получить в центре города. Да и атмосфера исторической части Санкт-Петербурга, скорее, для неспешной жизни и работы, а мы привыкли к динамике и скорости, которые нам, надеюсь, сможет обеспечить «Лахта центр». Это будет современный и при этом достаточно автономный деловой район, а сам комплекс – это абсолютно новый уровень технологий. Штаб-квартира группы «Газпром» в Лахте – это офис будущего. Приятно оглядываться в прошлое, ходить в музеи, жить или просто гулять в историческом центре, а на работу отправляться в будущее.
Санкт-Петербург
|