Саудовская Аравия защищается проволокой и от ИГ, и от возможной провокации Америки.
Власти Саудовской Аравии приняли решение возвести на границе с Ираком защитную стену, оснащенную электронными средствами слежения, протяженностью 960 километров - от Турайфа на границе с Иорданией до Хафар аль-Батина на границе с Кувейтом. Об этом 15 января сообщило британское издание The Telegraph. Саудиты полагают, что таким образом они исключат проникновение джихадистов «Исламского государства» на территорию королевства, которые открыто провозглашает своей целью полный захват Саудовской Аравии, где находятся два священных для мусульман города — Мекка и Медина.
По информации СМИ, рейд боевиков ИГ в первых числах января к границе со стрельбой по саудовским военнослужащим был призван помешать строительству заграждения, получившего название «Великая стена». Правда, в отличие от китайского сооружения, она изготовлена не из кирпича, а из проволоки.
Отметим, что такой проект в Саудовской Аравии появился ещё в 2006 году - в разгар гражданской войны в Ираке, но строительство началось в сентябре 2014-го, когда исламисты захватили часть пограничных с саудитами территорий. Внушительный объем работ уже сделан. Сейчас на некоторых участках пограничная зона с Ираком состоит из пяти линий проволочного ограждения со сторожевыми башнями, камерами ночного видения и радарами. Планируется обнести «стену» рвом, а на ее 78 башнях разместить системы радиолокационного наблюдения, восемь постов охраны и 32 центра быстрого реагирования, создать специальное патрульное подразделение, которое будет обеспечено 240 бронеавтомобилями и десятью мобильными радарными установками.
Добавим, что саудиты строят стену и на границе с Йеменом, чтобы «таким образом прекратить поток соседей-нелегалов», среди которых не только иммигранты, но и наркодилеры, боевики «Аль-Каиды». Тем более что после революционных событий в Йемене ситуация на границе резко обострилась. Впрочем, Саудовская Аравия не единственная, кто ограждается от соседей стеной. Первым возводить стену безопасности в 2002 году начал Израиль, огораживаясь от палестинских территорий на Западном берегу Иордана. В 2004 году Международный суд в Гааге постановил, что строительство защитной стены не соответствует нормам международного права, но израильское правительство не признало это решение и отказалось снести заграждение.
Плотные линии заграждений протяженностью в 600 км возводят и США на границе с Мексикой, пытаясь ограничить поток нелегальных эмигрантов из Мексики и стран Южной Америки. Недавно и власти Украины объявили о реализации проекта «Стена» на украинско-российской границе, на который якобы выделено 66 млн. евро.
Но вернемся к Ближнему Востоку.
Противостояние с «Исламским государством» будет носить долгосрочный характер. Об этом говорили американцы, когда сколачивали коалицию, обозначая сроки борьбы в два-три года, говорит директор Исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов.
- Авиации союзников США – Франции, Великобритании и других стран в основном наносит удары по территории Ирака. Для борьбы с джихадистами на сирийской земле Запад надеется подготовить вооруженные силы сирийской оппозиции, которая на сегодняшний момент практически развалились. Естественно, для этого нужно время.
ИГ сейчас продолжает контролировать от 35 до 40% территории в Ираке и в Сирии. Реальную вооруженную борьбу наземного типа с исламистами ведут только сирийские и иракские курды и частично – подразделения сирийской армии. И вот сейчас боевики ИГ вышли уже на границы с Ираном. Так что, джихадисты действительно представляют угрозу для Саудовской Аравии, несмотря на то, что саудиты «прикладывали руку» к их первоначальному финансированию.
В Саудовской Аравии прекрасно понимают, что ИГ – не аномалия, которая родилась из ничего, а структура, вышедшая из-под контроля определенных сил. Добавим к этому, что с юга на границе с Йеменом Саудовская Аравия имеет «шиитский очаг», который представляет собой довольно серьезную угрозу для королевства, сопоставимую с ИГ.
Главное, что существует силы, которые через дестабилизацию ситуации в регионе хотели бы остановить процесс падения цен нефть и поднять планку до 60-70 долларов за баррель. В США уже некоторые добытчики сланцевой нефти начали сворачивать свои проекты, а если нефть упадет до 35 долларов за баррель, то это станет серьезным ударом по американским компаниям. А как можно сохранить сланцевую промышленность и увеличить цены на нефть, которые категорически отказываются поднимать саудиты? Правильно, через обострение ситуации на Ближнем Востоке, в частности, на саудовском направлении. Думаю, к весне мы это увидим. Поэтому Саудовская Аравия продолжит укреплять заградительные линии, как со стороны Ирака, так и со стороны Йемена.
На отдельных участках иракско-саудовской границы в последнее время произошло несколько нападений на патрули военнослужащих королевства. В связи с этим саудиты создают систему укрепрайонов, подтягивая и размещая там 300-тысячный воинский контингент, замечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
- Они уже обратились к Египту и Пакистану с просьбой, в случае чего, объединить усилия против ИГ. Что касается границы с Йеменом, то шииты-зейдиты, захватившие Северный Йемен, напрямую угрожают восточной провинции Саудовской Аравии, где сосредоточены основные нефтяные запасы королевства. Грубо говоря, без нее Саудовская Аравия - просто пустыня. К тому же, восточная провинция граничит с бывшей Народной Демократической Республикой Йемен, и сейчас шииты договариваются о том, чтобы вместе дестабилизировать там ситуацию. Тем более что местное население восточной провинции периодически устраивает восстания. Так что, на юге Саудовской Аравии более опасная ситуация, чем на севере.
На сегодняшний день ИГ не обладает достаточными ресурсами для наступления вглубь Саудовской Аравии. Сейчас курды их потихоньку теснят – они вошли в Синджар и подходят к Мосулу, и уже говорят о возможности совместной операции с иракской армией и шиитским ополчением. То есть иракские курды пытаются создать фронт для освобождения второго по величине города Ирака после Багдада. Исламисты, в свою очередь, заняты переброской сил из Сирии. Так что, там сейчас идет довольно непростой процесс. Но саудиты правильно делают, что укрепляют свои границы. А вдруг ИГ бросит 5-7 тысяч бойцов, которые займут несколько населенных пунктов Саудовской Аравии... Это будет довольно ощутимый удар по королевству.
— Глава политической комиссии бригад «Хезболлах» в Ираке Хусейн аль-Рамахи недавно заявил о том, что на захваченных у «Исламского государства» ящиках с оружием и боеприпасами обнаружена маркировка, свидетельствующая об их принадлежности Саудовской Аравии.
- А депутаты иракского парламента от провинции Анбар, большую часть которой контролирует ИГ, прямо говорили, что обладают информацией о том, что американцы периодически сбрасывают с воздуха оружие исламистам. Так что, вот такая непростая игра там ведется.
— На ваш взгляд, могут США намеренно дестабилизировать ситуацию на границе Саудовской Аравии, чтобы спровоцировать подъем цен на нефть?
- Не думаю. Невыгодно по той простой причине, что это приведет к резкому усилению Ирана. Играть таким образом против саудитов – довольно опасная затея, которая может плохо кончится.
Ваххабиты и радикалы в странах Персидских монархий тоже хотят жить хорошо и сохранить свой режим, ведь ИГ несет только смерть и разрушение, замечает ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.
- Пока коалиционные силы бомбят автомобили с исламистами, саудиты хотят отгородиться от опасных территорий. Понятно, что на укрепление границ как с юга, так и с севера потребуются миллиарды долларов, но с деньгами у саудитов проблем нет. Думаю, укрепление границ дополнительными заграждениями, оснащение их датчиками контроля движения, телевизионными системами и т.д. – довольно эффективная мера в сложившемся раскладе сил.
Теперь что касается американского влияния. Да, излюбленное средство США для достижения своих политических и экономических – усиление опоры на радикальный ислам. Правда, чаще всего возникает «побочный эффект», когда эти же исламисты начинают мстить американцам, отрезая им головы. Но политика – дело грязное и циничное, тут не до сантиментов. Но в случае с саудитами, думаю, дело обстоит несколько иначе. Да, Саудовская Аравия уже достигла своей промежуточной цели, по сути, обанкротив сланцевую идею. Когда она посчитает, что окончательно вытеснила конкурентов с рынка, думаю, сама начнет поднимать цены на нефть. Американцы наверняка пытаются как-то повлиять на королевство, но, думаю, они не будут организовывать революций, потому что в этом случае действительно «пойдет в гору» Иран, что для них еще хуже. Так что, Штаты будут продолжать маневрировать в условиях неустойчивого баланса сил.
|